Зенитный ракетный комплекс «Сосна»

Сравнительно недавно появился и прошел необходимые испытания перспективный зенитный ракетный комплекс малой дальности «Сосна». Самоходные машины этого типа предназначаются для сухопутных войск и способны защищать соединения от различных угроз с воздуха. До недавнего времени в распоряжении широкой общественности было лишь несколько фотографий и основная информация о перспективном ЗРК. Буквально на днях все желающие получили возможность увидеть систему «Сосна» в деле.

Несколько дней назад на одном из видеосервисов был опубликован официальный рекламный ролик проекта «Сосна», по-видимому, рассчитанный на зарубежных потенциальных покупателей. При помощи закадрового текста и некоторой инфографики авторы видео рассказали зрителям об основных особенностях зенитного комплекса, его возможностях и перспективах. Рассказ о новейшей российской боевой машине сопровождался демонстрацией ходовых качеств и стрельбы. В частности, была показана мишень-имитатор крылатой ракеты, подвергшаяся атаке ЗРК «Сосна».

Общий вид ЗРК «Сосна»

Проект перспективной зенитной системы для сухопутных войск был разработан АО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана». В основе проекта лежало предложение, высказанное еще в девяностых годах прошлого века. В соответствии с ним, следовало выполнить глубокую модернизацию существующего ЗРК «Стрела-10», направленную на повышение основных характеристик и получение новых возможностей. Такое предложение было принято к реализации, и позже был создан новый проект.

Макеты перспективной системы демонстрировались на различных выставках с конца прошлого десятилетия. Полноценный комплекс «Сосна» впервые показали специалистам в 2013 году во время конференции, посвященной развитию систем противовоздушной обороны. В дальнейшем были проведены необходимые испытания и доводка, по результатам которых было принято решение о дальнейшей судьбе техники. Так, в начале прошлого года было объявлено о скором старте закупок.

Комплекс на полигоне

Являясь дальнейшим развитием существующего комплекса, система «Сосна» представляет собой самоходную боевую машину с полным набором средств обнаружения и ракетным вооружением. Она способна осуществлять ПВО соединений на марше и на позициях. Обеспечивается слежение за обстановкой в ближней зоне с возможностью максимально быстрого проведения атаки и уничтожения целей различных классов.

Производителем заявлена возможность строительства ЗРК «Сосна» на основе различных шасси, выбор которых возлагается на заказчика. Комплексы для российской армии предлагается строить на основе многоцелевых бронемашин МТ-ЛБ. В таком случае боевой модуль с необходимой аппаратурой монтируется в кормовой части крыши, на погоне соответствующего диаметра. Использование подобного шасси не связано с серьезными затруднениями, но при этом позволяет получить некоторые преимущества. «Сосна» на базе МТ-ЛБ может работать в одних боевых порядках с другой современной бронетехникой, способна преодолевать различные препятствия и пересекать водные преграды вплавь.

Блок оптико-электронного оборудования

Боевой модуль комплекса «Сосна» не отличается сложной конструкцией. Основным его элементом является крупный кожух вертикального расположения, устанавливаемый на плоской поворотной платформе. На нем имеются все необходимые средства обнаружения и опознавания, а также пусковые установки для ракет. Конструкция модуля обеспечивает круговое наведение вооружения и тем самым упрощает слежение за обстановкой с последующей стрельбой.

В передней части боевого модуля располагается легкий броневой кожух с прямоугольными обводами, необходимый для защиты блока оптико-электронного оборудования. Перед началом боевой работы верхняя крышка кожуха откидывается назад, а боковые створки разводятся в стороны, что позволяет использовать оптические приборы. На крыше модуля располагается антенна радиокомандной системы управления зенитной ракетой. Борта модуля оснащены креплениями для двух пусковых установок. Для предварительного наведения установки оснащаются приводами, отвечающими за перемещение в вертикальной плоскости.

Любопытной особенностью ЗРК «Сосна» является отказ от использования радиолокационных средств обнаружения. Следить за воздушной обстановкой предлагается только при помощи оптико-электронных систем. Также используется комбинированная методика управления ракетой, в которой большую роль играют оптические средства.

Архитектура бортовой электроники

Задачи наблюдения, слежения и наведения возлагаются на гиростабилизированный блок оптико-электронной аппаратуры. В его составе присутствуют дневная камера и тепловизор. Отдельный тепловизионный прибор предназначен для слежения за летящей ракетой. На блоке устанавливается три лазерных прибора: два используются в качестве дальномеров, тогда как третий применяется в составе системы управления ракетой.

Сигнал и данные с оптико-электронных систем поступают на главное цифровое вычислительное устройство и выводятся на экран операторского пульта. Оператор может наблюдать за всем окружающим пространством, находить цели и брать их на сопровождение. Также оператор отвечает за запуск ракеты. Дальнейшие процессы наведения изделия на цель выполняются автоматикой без участия человека.

В движении по полигону

В составе ЗРК «Сосна» используется зенитная управляемая ракета 9М340 «Сосна-Р», разработанная на основе боеприпасов для существующих комплексов. Ракета отличается сокращенными габаритами и имеет комбинированную систему управления. При этом изделие одновременно несет две боевые части разных типов, что позволяет заметным образом повысить вероятность поражения цели.

Имея максимальный диаметр корпуса 130 мм, ракета «Сосна-Р» имеет длину 2,32 м и весит всего 30,6 кг. Ракета с транспортно-пусковым контейнером имеет длину 2,4 м при массе 42 кг. В полете ракета способна развивать скорость до 875 м/с. Обеспечивается поражение воздушных целей на дальностях до 10 км и высотах до 5 км. Боевая часть ракеты общей массой 7,2 кг разделена на бронебойный блок, срабатывающий при прямом попадании в цель, и осколочный блок стержневого типа. Подрыв производится при помощи контактного или лазерного дистанционного взрывателя.

Подготовка к стрельбе

В боекомплект боевой машины «Сосна» входит 12 ракет 9М340 в транспортно-пусковых контейнерах. По шесть ракет (два ряда по три) помещается на каждой бортовой пусковой установке. ТПК зенитных ракет закрепляются на крупной раме с приводами вертикальной наводки, имеющими связь с гироскопическим стабилизатором. Положительной особенностью ЗРК «Сосна» стала возможность выполнения перезарядки без использования транспортно-заряжающей машины. Сравнительно легкие ракеты могут подаваться к пусковой установке силами экипажа. На перезарядку уходит около 10 минут.

Использование комбинированной системы управления по командам с земли позволило оптимизировать конструкцию ракеты и получить максимально возможные боевые характеристики. Сразу после старта ракета, использующая разгонный двигатель, управляется по радиокомандному принципу. При помощи команд от автоматики, поступающих с антенны боевого модуля, ракета проходит начальный участок полета и выводится на заданную траекторию. Далее ее «ловит» лазерный луч системы наведения. Автоматика направляет луч в расчетную точку встречи с целью, и ракета самостоятельно удерживается на нем на протяжении всего полета. Подрыв боевой части производится самостоятельно, по команде того или иного взрывателя.

Пуск ракеты «Сосна-Р»

Разработчиком заявлена возможность перехвата разнообразных воздушных целей, угрожающих войскам на марше или на позициях. Ракета «Сосна-Р» способна поражать самолеты, летящие со скоростью до 300 м/с, крылатые ракеты на скоростях до 250 м/с и вертолеты, разгоняющиеся до 100 м/с. При этом реальные показатели максимальной дальности и высотности немного изменяются в зависимости от типа и характеристик цели.

По данным производителя, новейший отечественный зенитный комплекс «Сосна» способен осуществлять ПВО соединений или районов, работая самостоятельно или в составе батарей. Наблюдение за воздушным пространством может осуществляться своими силами, однако возможно получение стороннего целеуказания от других средств обнаружения. Примененный комплекс оптико-электронного оборудования обеспечивает всепогодную и круглосуточную боевую работу с достаточной эффективностью. Автоматика способна обеспечить стрельбу и поражение целей как при работе на позиции, так и в движении.

Зоны поражения целей

ЗРК «Сосна» также имеет ряд других преимуществ, прямо связанных с основными идеями проекта в области средств наблюдения. Отсутствие радиолокационных средств наблюдения позволяет скрытно следить за обстановкой и не демаскировать себя излучением. Наблюдение в оптическом и тепловом диапазонах также позволяет фактически избавиться от ограничений по минимальной высоте обнаружения, сопровождения и атаки цели. Ракета наводится при помощи лазерного луча, приемные устройства для которого находятся на ее хвостовом срезе. Таким образом, комплекс нечувствителен к средствам оптического или радиоэлектронного подавления.

В начале прошлого года стало известно, что в обозримом будущем перспективный зенитный ракетный комплекс «Сосна» поступит на вооружение и будет поставлен в серийное производство. Недавно опубликованный видеоролик, очевидно, ориентированный на зарубежного заказчика, демонстрирует намерение разработчика получить экспортные контракты. Ранее появлялись сведения о возможном использовании наработок по ЗРК «Сосна» в новых проектах. Так, утверждалось, что перспективный авиадесантируемый зенитный комплекс «Птицелов», предназначенный для ВДВ, получит именно боевой модуль типа «Сосна» с ракетами 9М340.

Ранее КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана публиковало различные сведения о проекте «Сосна». Кроме того, к настоящему времени достоянием общественности стали фотографии такой боевой машины в различной обстановке. Теперь же все желающие получили возможность увидеть новый зенитный комплекс «в динамике». Опубликованное несколько дней назад видео показывает, как ЗРК «Сосна» ведет себя на трассах полигонов, как ведет стрельбу по воздушным целям и к каким результатам приводят такие атаки.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

Опубликовал

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *