Зачем Китай копирует устаревшие советские авианосцы

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Несколько дней назад на воду был спущен второй китайский авианосец. Он оказался усовершенствованным вариантом авианосца «Ляонин» — бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.6 и прямым «родственником» активно обсуждаемого в последние месяцы «Адмирала Кузнецова». В последние десять лет Китай всё громче заявляет о себе как о могучей Тихоокеанской державе. Страна, чей надводный флот ещё в 1980-е годы эксплуатировал советскую материальную часть 1940-х, сегодня заслуженно обладает статусом «navy second to one».

Геополитическая необходимость 

Как в экономическом, так и в чисто географическом смысле Китай может именоваться морской державой с гораздо более серьёзным основанием, чем, к примеру, Россия. Экспорт китайских товаров осуществляется преимущественно морским путём. Также морем Пекин получает и большую часть необходимых ему углеводородов. Основные маршруты поставки энергоносителей проходят через Малаккский пролив и Индийский океан к портам стран Аравийского полуострова и Ирана.

Роль флота в национальной обороне Китая будет и далее возрастать. В долгосрочной перспективе Пекин стремится к тому, чтобы полностью исключить саму возможность использования омывающей китайское побережье акватории в качестве плацдарма для возможной проекции силы на материковую часть страны. Полный контроль прибрежной акватории важен для Китая ещё и с той точки зрения, что наличие безопасного бассейна существенно упрощает развертывание и выход в открытый океан подводных лодок с баллистическими ракетами на борту. Последние всё ещё значительно уступают аналогичным американским и российским субмаринам по такому важному параметру, как уровень шума.

© Li Gang/ZumaTASS

Прикрывая берега 

Китай планирует обезопасить прибрежные морские районы, включив Тайваньский пролив и Южно-Китайское море в многоуровневую систему изоляции потенциального театра военных действий. Эта система складывается из нескольких взаимосвязанных составляющих. Её основой выступают многочисленные ракетные силы, развёрнутые китайцами на побережье. В районе Тайваньского пролива Китай добился беспрецедентной концентрации баллистических и крылатых ракет как в обычном, так и в ядерном снаряжении. Их общая численность приближается к 2000 единиц. Эти силы держат под ударом не только Тайвань, но также передовые американские базы в Южной Корее, Японии, на Окинаве и Гуаме. Новейшие противокорабельные ракетные комплексы DF-21D представляют серьезную угрозу кораблям Тихоокеанского флота США. В результате американцам придётся смешать дальше в океан рубеж развертывания авианосных ударных групп в случае открытого военного конфликта.

Следующим элементом китайской стратегии изоляции потенциального театра военных действий стали многочисленные комплексы ПРО и ПВО, также развёрнутые на побережье. Их дополняет авиация, рассредоточенная на 39 крупных аэродромах. Вспомогательные взлётные полосы активно строятся на Парасельских островах и архипелаге Спратли.

Китайский флот завершает систему прикрытия прибрежных акваторий. Самостоятельные задачи на данном этапе на ВМС НОАК пока не возлагаются, его главные силы должны действовать в ближней океанской зоне в радиусе действия своей авиации, ракетных войск и средств ПВО. В рамках подобной схемы авианосное оперативное соединение, образованное вокруг «Ляонина» и ожидающихся в будущем авианосцев чисто китайской постройки, должно повысить устойчивость и боевые возможности так называемого «москитного флота». Задачи присутствия китайского флота в удалённых водах и противодействия ВМС США в дальней океанской зоне пока что носят второстепенный характер. Дальние морские походы осуществляются главным образом из соображений престижа и предпринимаются в основном с учебными целями.

© ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Китайское — не значит отличное

Успехи китайского военного кораблестроения опираются на прочную базу не только оборонной, но и гражданской промышленности. С 2010 г. Китай стал страной с наибольшими в мире объёмами коммерческого судостроения. К 2015 г. ВМС НОАК насчитывали 21 эскадренный миноносец, 52 фрегата, 15 корветов, 86 ракетных катеров, 29 десантных транспортов-доков, 28 средних десантных корабля, 53 дизель-электрические субмарины и 5 атомных подводных лодок.

Тем не менее, наряду с общепризнанными успехами у китайцев есть и серьёзные трудности. Технический уровень китайских кораблей, а также их боевых систем, по-прежнему сильно отстаёт от западных аналогов. В стремлении исправить положение и приблизить качество своих кораблей к лучшим мировым образцам китайские инженеры и конструкторы идут по пути от простого к сложному. Получив опыт достройки советского авианосца с опорой на проектную документацию и техническую помощь его бывшего владельца, китайцы сделали следующий шаг и заложили улучшенную версию корабля проекта 1143.6, на этот раз полагаясь уже только на собственные силы.

Риск — не благородное дело

При этом недостатки советских авианесущих крейсеров типа «Адмирал Кузнецов» очевидны. Авианосец обладает недостаточным водоизмещением, не имеет атомной силовой установки и паровой катапульты. В результате в составе его авиагруппы отсутствуют самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, которые слишком тяжелы для того чтобы взлетать с трамплина. Увеличение водоизмещения и изменение силовой установки, естественно приблизило бы китайский корабль к стандартам американского ударного авианосца, однако для столь радикальной переработки проекта китайской кораблестроительной индустрии не хватает практического опыта и технологий. Необдуманный технический риск никогда не был в традиции китайцев.

Вряд ли у нас есть право осуждать китайских инженеров-кораблестроителей. В конце концов, от «Эссекса» до «Дж. Форда» через проекты авианосцев класса «Мидуэй», нереализованный «Юнайтед Стейтс», «Форрестол», «Китти-Хок», «Энтерпрайз» и «Нимиц» водоизмещение и основные ТТХ американских авианесущих кораблей в течение более полувека совершенствовались достаточно медленно и постепенно. Американцы последовательно двигались от одного проекта к другому, хотя имели в своём распоряжении самую передовую научно-техническую школу и самую мощную военную промышленность мира.

© Li Gang/ZumaTASS

Авианосец на вырост

Как можно судить, в обозримом будущем Китай не планирует становиться эталонной морской державой, подобной Соединённым Штатам, которые в стратегическом смысле всегда оставались островом. Возможно поэтому он и не спешит втягиваться с в бесперспективную для себя гонку морских вооружений, поскольку все преимущества в такой гонке будут на стороне американского противника.

Китайская программа строительства авианосного флота создавалась на вырост. Её реализация потребует многих десятилетий. «Ляонин» и его спущенная на воду модификация — это лишь первые шаги. Хотя корабли проекта 1143.6 имеют ограниченную боевую ценность, они послужат для китайских моряков учебными партами. С их помощью ВМС НОАК отрабатывают основные элементы организации службы на авианосце, готовят технических специалистов и палубных лётчиков. Копируя и модернизируя устаревший советский корабль, китайская промышленность также набирается опыта, необходимого ей для перехода к строительству полноценных ударных авианосцев.

Опубликовал Fadanir

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *