Советские танки серии БТ: на гусеницах и на колесах

«Броня крепка и танки наши быстры», — так пелось в популярной советской песне 30-х годов. И это была чистая правда: и по броневой защищенности, и по скоростным характеристикам советские танки предвоенного периода превосходили лучшие зарубежные аналоги. Звездой многочисленных парадов и настоящим символов бронетанковой мощи Страны Советов были танки серии БТ, производство которых началось в первой половине 30-х годов. Даже сегодня, просматривая кадры кинохроники с участием этих машин, нельзя не восхищаться их скоростью и маневренностью.

Создание легкого танка БТ – это результат развития концепции колесно-гусеничных танков – одного из направлений танкостроения в межвоенный период. Конструкция принципиально нового колесно-гусеничного танка была разработана гениальным американским изобретателем Уолтером Кристи, но его идеи не нашли понимания на родине. Зато его машина практически идеально подходила для тех стратегических планов, которые в те годы рисовали советские полководцы.

Советский Союз выкупил патент у американца, и на основе его идей была создана целая серия легких и быстроходных машин, прекрасно подходящих для ведения маневренной войны. Советский танк БТ участвовал во всех предвоенных конфликтах: с японцами на Дальнем Востоке, в испанской Гражданской войне, в Зимней войне, в Польской кампании. Легкий танк БТ составлял основу советских бронетанковых войск на начальном этапе войны. Практически все танки БТ, находящиеся в западных округах, были выбиты еще в первые месяцы войны, но зато они в значительных количествах остались на Дальнем Востоке и приняли участие в советско-японской войне 1945 года.

Загрузка…

Разработка и производство различных модификаций танка БТ позволило отечественному танкостроению встать на ноги, накопить опыт и, в конечном итоге, перейти к производству более мощных боевых машин с противоснарядным бронированием. Мало кто знает, что и знаменитая «тридцатьчетверка» создана на базе одной из машин «быстроходной серии».

В целом же, колесно-гусеничные танки стали тупиковой ветвью развития танкостроения. Это стало понятно уже в конце 30-х годов, поэтому работы в этом направлении постепенно были заморожены.

История создания

Первые танки, появившиеся во время Великой войны, трудно назвать совершенными механизмами. Они были громоздкими, неповоротливыми, обладали недостаточной огневой мощью и часто ломались. Еще одной серьезной проблемой первых боевых гусеничных машин была их медлительность. Скорость 10 км/ч была вполне достаточной для передвижения по полю боя, прикрытия пехоты или прорыва вражеского рубежа обороны, но ее явно было мало для переброски танковых частей с одного участка фронта на другой. Кроме того, гусеницы танков того времени отличались очень ограниченным ресурсом и, вообще, были «слабым звеном» этих боевых машин. Их ресурс редко превышал 100 км, следует отметить, что значительно решить эту проблему не могли до середины тридцатых годов.

Именно низкая скорость танков обусловила широкое распространение бронеавтомобилей, хотя по своей проходимости они, конечно же, не могли соперничать с гусеничными машинами.

Танки пытались перевозить к месту боя на тяжелых грузовиках, но это было крайне неудобно и требовало дополнительных расходов.

Еще в 1911 году был разработан первый проект колесно-гусеничного танка, в последующие годы в разных странах были созданы десятки подобных машин. Такие танки-гибриды двигались по дороге с помощью колесного движителя, а на пересеченной местности – использовали гусеничный. Большинство этих проектов так и остались на бумаге или в виде единичных опытных образцов. Подобные машины были сложны, дороги, к тому же со временем обычные гусеничные танки прибавили в скорости, а ресурс их ходовой части был заметно повышен.

Создать действительно удачную колесно-гусеничную машину получить только у американского конструктора Уолтера Кристи, который нашел простое и оригинальное решение. Он предложил увеличить опорные катки танка практически до размера обычного автомобильного колеса, сделать задние катки ведущими, а две пары передних – управляющими. Таким образом для превращения танка в бронеавтомобиль экипажу нужно было всего лишь снять с него гусеницы. Отпадала необходимость в сложных и тяжелых механизмах опускания одного или другого движителя, смена колес на гусеницы требовала минимум времени.

Однако американских военных изобретение Кристи не заинтересовало, но очень скоро талантливый конструктор нашел себе другого заказчика – СССР.

В конце 20-х годов Советский Союз занялся созданием собственной танковой промышленности, но поначалу это получалось не очень. Советские торговые представители мотались по всему миру, скупая образцы военной техники и стараясь привлечь иностранных специалистов к сотрудничеству.

Проект Кристи вызвал большой интерес у советских военных, он прекрасно вписывался в концепцию Глубокой операции, разработанную в конце 20-х годов видным военным теоретиком Триандафилловым. Изобретение американского конструктора значительно повышало оперативную подвижность танковых соединений, авиационный двигатель, установленный на танк Кристи, позволял ему развивать на шоссе неслыханную скорость – более ста километров в час.

28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. Сам конструктор приехать в СССР отказался.

Весной опытные машины, прибывшие из-за океана, были показаны высшему руководству РККА. Военным новые танки понравились, было принято решение начать серийное производство на Харьковском паровозном заводе (будущий завод им. Малышева).

В том же году танк Кристи с башней новой конструкции был принят на вооружение и получил наименование БТ-2. 7 ноября 1931 года танки БТ-2 участвовали в параде на Красной площади. Правда, в ходе подготовки к мероприятию одна из машин загорелась и была отправлена в ремонт.

Крупносерийное производство танка БТ-2 было развернуто в Харькове только в начале 1932 года. На первых порах советские танкостроители столкнулись с огромным количеством трудностей: не хватало качественных материалов, оборудования, подготовленных кадров. Особенно острой проблемой была нехватка двигателей (на танк БТ-2 устанавливали авиационный мотор М-5), из-за низкого качества резины постоянно разрушались опорные катки. Не меньше сложностей было и с вооружением боевой машины. Изначально на танк БТ-2 планировали установить 37-мм пушку ПС-2, однако наладить ее крупносерийное производство так и не смогли. Позже для вооружения машины предложили использовать орудие Б-3, но и его советская промышленность выпускала в недостаточных количествах. В итоге часть БТ-2 (350 штук) так и осталась вооружена лишь пулеметами.

Постепенно большинство производственных и технологических проблем были решены, выпуск БТ-2 продолжался до 1933 года. Затем ему на смену пришла более совершенная модификация – танк БТ-5.

Эта машина имела башню эллиптической формы и большего размера, установленную на расширенный погон. Танк БТ-5 имел 45-мм пушку и пулемет калибра 7,62-мм, спаренный с ней. Корпус «пятерки» практически ничем не отличался от БТ-2.

Выпуск БТ-5 начался в марте 1933 года и продолжался до конца 1934 года. За этот период было выпущено порядка двух тысяч машин. Кроме БТ-5, существовала и модификация БТ-4, но она так и не была запущена в серию.

В тридцатые годы разрабатывалось много самых фантастических проектов танков с несколькими движителями. Кроме серийных колесно-гусеничных танков, в планах было создание машин с тремя (плавающий танк) и даже четырьмя движителями (плавающий и ездящий по рельсам). Естественно, что подобные проекты не были реализованы.

Также проводились эксперименты с изменением колесной формулы.

Основной проблемой всех танков серии БТ было их слабое (противопульное) бронирование. До поры до времени с этой ситуацией мирились: дело в том, что все боевые машины 30-х годов не имели противоснарядной защиты, и это считалось нормой, а танки БТ значительно превосходили свои зарубежные аналоги по маневренным и скоростным характеристикам.

К концу 30-х годов остро встала необходимость создания нового более тяжелого танка, броня которого могла противостоять артиллерийским и танковым снарядам. Однако концепция колесно-гусеничного танка не давала значительно повышать массу машины – не позволял колесный движитель.

Наиболее продвинутой модификацией из всего семейства быстроходных танков стал БТ-7, производство которого началось в 1935 году. В отличие от танка БТ-5, «семерка» имела сварной корпус, более надежный двигатель М-17, на более поздние модификации этой машины стали устанавливать дизельные моторы. Выпуск БТ-7 продолжался до 1940 года. Обзор танка БТ-7 был бы неполон без упоминания об артиллерийской модификации машины, вооруженной 76-мм пушкой.

Всего было выпущено более пяти тысяч «семерок» .

Уже в 1935 году начались работы над более защищенным танком БТ-20 (А-20). Руководство харьковского завода в инициативном порядке начало разработку второй, чисто гусеничной модификации этой машины – танка А-32. В 1938 году А-20 и А-32 были представлены руководству Наркомата обороны. Военные хотели запустить в серию колесно-гусеничный вариант танка, но Сталин лично настоял на испытаниях обеих машин. Полностью гусеничный танк на полигоне показал блестящие результаты и после некоторых доработок был запущен в серийное производство под обозначением, которое сегодня знает весь мир — Т-34.

На базе танков БТ было создано огромное количество различных опытных модификаций (огнеметные, радиоуправляемые, ракетоносные танки), а также множество различных бронированных машин: инженерных, мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационных машин.

Описание конструкции

Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.

В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.

Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.

В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.

В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.

В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.

Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.

Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.

Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.

Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.

Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».

Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.

При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.

Трансмиссия танка была аналогична установленной на БТ-2, она состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, двух бортовых фрикционов и четырехступенчатой коробки передач.

БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.

Характеристики

Ниже указаны основные характеристики легкого советского танка БТ-5:

  • экипаж, чел. – 3;
  • масса, т – 11,9;
  • длина, м – 5,8;
  • ширина, м – 2,23;
  • высота, м – 2,34;
  • вооружение – 45-мм пушка 20К и пулемет ДТ (7,62 мм);
  • боекомплект – 115 снарядов;
  • двигатель – бензиновый М-5 (400 л. с.);
  • запас хода, км – 300 (на колесах), 120 (на гусеницах);
  • скорость, км/ч – 72 (на колесах), 52 (на гусеницах).

Опубликовал Fadanir

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *