Семейство среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3302

ГАЗ-3302 — первый автомобиль большого семейства среднетоннажных грузовиков российской сборки. Сразу после запуска серийного производства модель получила высокий спрос на российском рынке. Транспорт стандартной версии перевозил грузы до 1 500 кг. За долгую историю инженеры успели разработать около 20 модификаций. Автофургон ГАЗ-3302 является одной из самых популярных разновидностей. В зависимости от вида, устанавливали дополнительные надстройки. Например, «Фермер» получил двухрядную кабину.

История и общая информация

Модель появилась в 1994 году и дала старт новому семейству доступного грузового транспорта. В те годы стране требовались именно такие машины. За счёт хороших технических характеристик автомобиль получил высокий спрос в бизнесе. Благодаря небольшим размерам, машина хорошо чувствовала себя на узких улицах сельской местности и в плотном потоке современных мегаполисов.

Автомобиль ГАЗ-3302 использовали для перевозки грузов различных категорий (включая специальное оборудование) и людей. В первый же год выпуска эту модель можно было встретить на многих строительных площадках. Через несколько лет кузов начали оснащать специальным оборудованием, поэтому авто стали использовать коммунальные службы. Тяговые характеристики позволяли оперативно добираться до мест поломок коммуникаций.

Добиться низкой погрузочной высоты (1 метр) удалось за счёт использования низкопрофильных колёс. Во время проектирования кабины конструкторы оглядывались на зарубежные разработки. Это позволило создать комфортные рабочие условия и хороший обзор дороги для шофёра. За долгую историю серийного выпуска грузовой ГАЗ-3302 несколько раз модернизировали, учитывая отзывы потребителей. Главным преимуществом для бизнеса стало низкое потребление бензина при хороших эксплуатационных показателях.

ГАЗ-3302 бортовой был базовой моделью семейства. Позже появилось шасси, на которое можно было устанавливать многочисленные надстройки. Это увеличило интерес со стороны потребителей, так как каждый покупатель мог получить транспорт для выполнения различных задач. Инженеры при создании новой машины учли особенности отечественных дорог и климата. Именно поэтому транспорт служил долгие годы без серьёзных поломок. Версии последних лет выпуска начали оснащать крайслеровскими мотороми с улучшенной поршневой системой и увеличенным запасом рабочего ресурса.

Технические характеристики

Грузоподъёмность 3302 — полторы тонны. Основные технические узлы проезжали больше 100 тысяч километров без серьёзных поломок при повышенных нагрузках. Стандартная модель имеет следующие размеры:

  • Длина — 5,5 метров;
  • Ширина — 2,4 метра;
  • Высота (с тентом) — 2,1 метра (2,6);
  • Колёсная база — 2,9 метра;
  • Масса — 3,5 тонны.

Для разворота транспорту требовалось 55 сантиметров в радиусе.

Потребление горючего

Расход топлива ГАЗ-3302 первых лет выпуска превышал среднестатистические показатели рынка, уступая по данному показателю некоторым конкурентам. Производитель указывал потребление на уровне 11-12 литров за 100 километров. В действительности было 15-16 литров, а в некоторых случаях доходило до 20.

Через несколько лет после начала выпуска инженеры исправили данный недостаток. Расход понизили до указанного в техпаспорте. В машинах с силовыми агрегатами Cummins данный показатель составлял 9-10 литров на 100 километров.

Двигатель ГАЗ-3302

Загрузка…

Семейство среднетоннажных грузовиков имеет богатую историю силовых установок. Первые партии оснащались моторами ЗМЗ 4025.10 и 4026.10. Первый вариант обладал мощностью в 90 лошадиных сил, второй — 110. Они имели четыре цилиндра.

Через несколько лет их заменили новой разработкой того же производителя, которая получила индекс 40524. Её использовали на основных разновидностях (включая модель с полным приводом) и базовой версии. Рядный мотор состоял из четырёх цилиндров. Его главной особенностью стало наличие системы распределённого впрыска топлива с электрическим управлением. Максимальная мощность в 133 лошадиные силы развивалась при 4,5 тысячах оборотах. Наибольший крутящий момент в 214 Нм достигался при 4 тысячах оборотах.

На некоторые модификации с удлинённым кузовом устанавливали УМЗ-4216. Он оснащался четырьмя цилиндрами, установленными в ряд. Они обеспечивали рабочий объём в 2,89 литра. Для повышения тяговых характеристик специалисты ГАЗа оснастили его модернизированной системой распределённого впрыска топлива. При четырёх тысячах оборотах двигатель достигал максимальной мощности — 123 лошадиные силы. Крутящий момент в 235 Нм возникал при 2,2-2,5 тысячах оборотах. Главной особенностью УМЗ-4216 являлось то, что владелец мог установить оборудование для передвижения на газу в специализированном автосервисе. Это позволяло экономить владельцам бизнесов на транспортных расходах.

В линейке данного семейства присутствовал транспорт, питающийся дизелем. Силовой агрегат с индексом ГАЗ-5602 устанавливался в следующие версии: 3302-531, 330202-531 (с длинным кузовом) и 33027-531 (с полным приводом). Горьковские специалисты построили свою установку на базе зарубежного двигателя, который так же работал на дизеле. Четыре цилиндра расположили по рядному типу. Они обеспечили объём в 2,13 литра. Дополнили разаработку турбонаддувом для повышения мощности. В результате получили 95 лошадиных сил при 3,8 тысячах оборотах и максимальный крутящий момент 204 Нм при 2,3 тысячах. Транспорт на дизеле больше привлекал владельцев бизнесов, так как с таким топливом автомобиль реже выходил из строя.

Некоторые партии оснащали американским рядным силовым агрегатом Chrysler 2,4L-DOHC, из названия которого понятно, что рабочий объём составляет 2,4 литра. Он обеспечивался четырьмя цилиндрами. ГРМ состоял из 16 клапанов. Всю конструкцию дополняла система распределённого впрыска топлива. Силовая установка развивала внушительные 150 лошадиных сил и 224 Нм крутящего момента. Наименее популярным в данном семействе стал ЗМЗ-406 с объёмом 2,3 литра. Покупателям было доступно два варианта: на 100 и 110 лошадиных сил.

Строение

Хорошее устройство ГАЗ-3302 подтверждается высоким спросом даже в наши дни. Популярными разновидностями являются шасси и бортовое исполнение. Вторую модификацию можно встретить в каждом городе нашей страны. Низкая стоимость и ремонтопригодность сделали данный автомобиль самым популярным грузовиком в России, который относится к среднему классу. Обслуживать 3302 дешевле, чем основных зарубежных конкурентов, поэтому владельцы бизнесов делают выбор в пользу отечественного продукта.

Главный недостаток — борта кузова. Особенно «страдали» автомобили первых лет выпуска. В редких случаях при бережной эксплуатации они могли служить без серьёзных поломок в течение 10 лет. Борта на экземплярах последних лет выпуска грунтовали, но это ненадолго сохраняло их качество и целостность. Владельцы регулярно подваривали крепления и швы. Самыми долговечными считаются машины, на которых применено катофорезное грунтование, оцинковка с двух сторон и фосфатирование всех поверхностей.

Подвеску ГАЗ-3302 рессорного типа разрабатывали для семейства с нуля, используя лучшие разработки предыдущих грузовиков Горьковского автомобильного завода. Её главным достоинством стало наличие телескопических амортизаторов. Чтобы снизить крен при поворотах (это было давней проблемой «газовских» автомобилей), инженеры добавили в заднюю подвеску уникальный механизм.

Хорошее торможение при любых погодных и дорожных условиях обеспечивалось современными (в те годы) дисковыми и барабанными устройствами. Первые устанавливали спереди, а вторые — сзади. В тормозную систему включили гидравлический привод, состоящий из двух контуров, дополненный регулировкой давления.

Много лет ГАЗ-3302 самосвал и другие модификации в устройстве не имели гидроусилителя руля. Это сказывалось на управляемости и итоговом спросе. Серийные партии последних лет получили данный механизм, поэтому к ним испытывался повышенный интерес.

По отзывам покупателей, у многих машин имеются проблемы с ГУРом. Часто происходили утечки жидкостей, которые не прекращались даже после капитального ремонта. Такой недостаток встречался не на каждой модели. Автовладельцы определяли качество по пробегу: если за 10 тысяч километров гидроусилитель не начинал протекать, он считался хорошим с высоким запасом рабочего ресурса.

До 2011 года пятиступенчатая КПП ГАЗ-3302 механического типа имела много недостатков. Она регулярно ломалась, из-за чего приходилось тратить много средств на капитальный ремонт. В 2010-2011-х годах конструкторы предприятия модернизировали коробку передач ГАЗ-3302. Она стала реже выходить из строя, выдерживала сильные нагрузки и обладала высоким запасом рабочего ресурса.

Кабина у партий первых лет выпуска не отличалась высоким комфортом и удобством. Её делали по-простому с целью выполнять необходимые задачи и функции. Впоследствии горьковское конструкторское бюро решило отступить от такой философии. Они взяли за основу кабину Ford Transit и переделали её под российский продукт, сохранив высокую комфортабельность и большой запас свободного пространства внутри. Она рассчитана на водителя и двух пассажиров. На приборной панели размещались необходимые индикаторы. Большое лобовое стекло обеспечивало хороший обзор дороги.

Модификации

На базе шасси ГАЗ-3302 завод выпустил множество разновидностей, которые и сегодня продолжают работать в различных отраслях:

  • Бортовой. Стандартный грузовик для перевозки грузов. Задний борт откидывался для погрузки и загрузки. С помощью специальных приспособлений можно было увеличивать высоту бортов, благодаря чему повышался объём кузова. Так же в комплекте шли дуги, на которые шофёр устанавливал тент для защиты материалов от осадков;
  • Фермер. По техническим характеристикам транспорт ничем не отличается от стандартной модели. Главное изменение — дополнительный ряд сидений в кабине. Транспорт предназначался для сельского хозяйства, но ему нашли применение и в других сферах;
  • 2705. Грузопассажирское такси с цельнометаллическим кузовом. Стандартная вместительность — 3 человека, но некоторые владельцы устанавливали дополнительные сиденья в грузовое отделении. Автомобиль рассчитан на перевозку грузов весом до 1 350 кг, по факту его эксплуатировали с постоянными перегрузками;
  • 3221. Самая популярная разновидность, которую в России использовали в качестве «маршрутного такси». В салоне размещалось тринадцать пассажирских мест. Массовое производство наладили в 1996 году. Автомобиль не изменяли в течение первых 7 лет выпуска. В 2003 году инженеры провели работы по улучшению комфортабельности. В частности, серьёзным доработкам подверглись отопительное оборудование и вентиляционная система. В 2005 году в устройство добавили ABS. Данная модель с индексом «32» отличалась полным приводом и улучшенными колесами, что позволяло ей преодолевать бездорожье;
  • ГАЗ-3302 рефрижератор. Автомобиль с холодильным оборудованием, который перевозил продукты питания и медицинские лекарства. Надстройку устанавливали на ГАЗ-3302 изометрический фургон;
  • Скорая помощь. Медицинский транспорт отличался поднятой крышей, которая позволяла врачам работать внутри салона, стоя в полный рост. Машина включала в себя необходимое для первой помощи оборудование. Салон рассчитан на одни носилки и двух врачей.

В действительности модификаций гораздо больше, но остальные выпускались ограниченными сериями со специальным оборудованием для выполнения различных задач.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-3302 — одно из самых успешных семейств горьковского предприятия. Данный транспорт получился настолько хорошим, что им продолжают пользоваться спустя 20 лет после начала производства. Магазины автозапчастей в достаточном количестве предлагают необходимые для ремонта комплектующие. Однако при покупке рекомендуется тщательно проверять их качество.

Владельцы среднетоннажных грузовиков данной модели выделяют следующие особенности:

  • Все провода необходимо менять каждые 10 лет. По истечению этого срока они высыхают и выходят из строя;
  • Отопительное оборудование в экземплярах до 2007 года выпуска обладает низкой эффективностью;
  • Транспорт лучше оставлять на охраняемой стоянке, так как злоумышленники могут открыть двери простой отвёрткой;
  • Конструкция рамы имеет низкую прочность;
  • Сиденья в машинах первых лет выпусках жёсткие и неудобные, что сказывается на работоспособности водителя.

Специалисты рекомендуют покупать 3302 выпуска 2011 года и позже. В этих грузовиках устранено множество недостатков, которые много лет доставляли дискомфорт владельцам. Описание нововведений в новых версиях можно прочитать на официальном сайте ГАЗ.

Производство автомобиля продолжается до сих пор, поэтому его можно приобрести на первичном рынке. Базовая комплектация стоит 580 тысяч рублей. При установке различных надстроек ценник может возрасти до 780 тысяч. За установку американского мотора «Крайслер» придётся доплатить 30-50 тысяч рублей. На вторичном рынке экземпляры до 2000 года выпуска стоят, примерно, 100 тысяч рублей. Более «свежие» авто обойдутся покупателю в 100-250 тысяч. Некоторые владельцы сдают транспорт в аренду за 1000-1500 рублей в час.

Опубликовал Fadanir

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *